Вступить в САР


Церковные таинства

Новости


Статьи
18.04.2014

Церковные таинства

Согласно учению Церкви, таинства – священные действия, учрежденные Богом, в которых под видимым образом верующий принимает дары святого Духа, сообщается невидимая благодать Божия. Все таинства установлены самим господом нашим Иисусом Христом. Совершителем каждого таинства является сам Христос, а священник передает эти благодатные дары таинства верующим. Участвуя в таинствах, христианин переживает присутствие Бога. Таинства сообщают человеку благодать Божию, которая вселяется во внутреннюю духовную жизнь человека и изменяет ее. Обряды призывают благословение Божие на внешнюю жизнь и деятельность человека.
В Армянской Апостольской Церкви существует семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, рукоположение (священство), венчание (брак) и соборование.
Каждое таинство имеет свое предназначение и смысл. В каждом таинстве сообщается верующему христианину определенный дар благодати: в крещении сообщается благодать, очищающая от греха и возрождающая человека; в миропомазании – благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; в таинстве соборования – благодать, исцеляющая недуги; в таинстве покаяния благодать, прощающая грехи. В таинстве рукоположения человек получает благодать священнодействия. В таинстве венчания подаются благодатные силы строить семью как спасительный жизненный союз на началах христианской любви. Первые четыре таинства, то есть крещение, миропомазание, причащение, покаяние, необходимы и обязательны для каждого христианина, а таинства рукоположения и брака являются добровольными.

Крещение
Крещение есть таинство, в котором верующий освобождается от грехов, возрождается Духом Святым, становится христианином и удостаивается усыновления Божьего. “Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3,5).
Это поистине чудное явление, начало жизни, возвещаемое младенческим криком. Оно содержит в себе великое таинство – приход в мир нового человека, рождение новой жизни, новой души. Однако не менее важным событием в нашей жизни является наше второе, духовное рождение, рождение свыше, которое мы называем крещением (арм. – Мкртутюн, кнунк).
Крещением человек обновляется, возрождается и очищается от адамова (первородного) греха, от греха, унаследованного всем человечеством вследствие непокорности Адама. Крещением человек усыновляется Богом и становится членом Церкви Христовой. Очистившись от первородного греха и получив духовное рождение, человек наследует Царствие Небесное, обретая тот самый Божественный облик, который имел в раю до грехопадения.
Обряд крещения может совершаться двумя способами: для младенцев - при троекратном погружении тела в воду, прежде освященную крестным знамением и св. миром; для взрослых - при троекратном излиянии освященной воды на голову крещаемого и омовении лица и частей тела.
Армянская Церковь считает действительным крещение тех Церквей, которые исповедуют Св. Троицу и совершают крещение во имя Отца и Сына и Св. Духа. Если верующий, крестившись в Православной, Католической или в другой Церкви, выражает желание стать чадом Армянской Церкви, второго крещения не требуется.
Крещение должно совершаться в церкви. Но в тех местах, где церкви нет, или в случае, если крещаемый болен и есть опасность смертельного исхода, крещение разрешается совершать дома или в ином подобающем месте.
Крещение есть первое таинство: некрещеный не может быть приобщен к другим таинствам. Одновременно с крещением совершаются таинства миропомазания и первого причащения.
Что необходимо для крещения? Для крещения прежде всего необходима вера, отречение от лукавого и всех его злодеяний.
Очевидно, что нам неизвестен день нашей смерти, однако человек – драгоценное творение Божие, поэтому Он заботится о том, чтобы человек встретил этот день усыновленным Богом, преданным Ему, Его попечению и заботе. Поэтому в Армянской Апостольской Церкви есть обычай крестить детей в раннем возрасте. Церковь установила ближайший день – восьмой после рождения ребенка, когда можно его крестить, по примеру Иисуса Христа, нареченного именем на восьмой день (Лк. 2:21). После крещения мы проходим жизненные испытания уже не только человеческими силами, но благодаря Божественному промыслу, поскольку ангел-хранитель оберегает нас, искупленных пресвятой кровию Господа.
Для крещения крестящийся или его родители выбирают крестного отца, который должен быть мужского пола, крещенным в Армянской Церкви (это обязательное условие) и обладать духовными знаниями, чтобы воспитать младенца согласно Божиим заповедям и национальным традициям.
Таинство крещения совершает священник. Никто из мирян не имеет права крестить, так как это право и власть Божественным благословением были переданы священникам апостолами. Перед крещением необходимо приготовить нательный крест, сплетенные вместе белую и красную нить (арм. – нарот, на них подвешивается крест), которые символизируют истекшие на кресте воду и кровь из ребра Христова, и небольшое полотенце, которым отирают умытое лицо. Принято хранить это полотенце в чистоте и больше не использовать.
Крестящийся навечно становится членом Церкви Христа. Армянская Церковь – часть соборной Церкви Христовой, следовательно, если человек крестился в Армянской Церкви, то он является чадом Армянской Церкви и обязан находиться с ней в молитвенном общении. Человек, крещенный в Армянской Церкви, не может быть перекрещен.

Миропомазание

За очистительным таинством крещения следует благодатное таинство миропомазания (арм. – дрошм). Если крещением знаменуется полное очищение человека, то миропомазанием – укрепление его в вере. Это таинство принятия обновляющих даров святого Духа: его нисхождение, его почивание на каждом человеке. Ниспосланный Дух святой ставит печать благодати на новокрещеного христианина, чем исполняется полнота крещения. Получив Божественные дары, человек укрепляется духом и полностью вооружается невидимыми доспехами и оружием против любых нападений лукавого. Во время совершения таинства миропомазания используется святое миро (арм.–мюрон). «Миро» – греческое слово, означающее благоуханное масло. Оно приготавливается раз в 7 лет в первопрестольном Эчмиадзине, и освящается Католикосом Всех Армян, главными святынями Армянской Церкви. Церковь соединила таинство миропомазания с таинством крещения по подобию с Господом: когда Он, после принятия крещения от Иоанна Крестителя в реке Иордан вышел из воды, Святой Дух в образе голубя сошел на Него и был с неба голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Подобным же образом святой Григорий просветитель крестил армянский народ в реке Арацани. Таинство миропомазания называется также запечатлением (арм. – кнунк), потому что божественной печатью отмечаются соответствующие части нашего тела. При помазании святым миром каждой части тела, согласно молитвам, соответствует особая благодать.
Таким образом, миропомазание есть таинство, которым верующему передаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной христианской жизни. Человек утверждается в Боге, становится храмом святого Духа и наследником Небесного Царства.

Покаяние

Таинство Покаяния – это священнодействие, в котором священник данною ему Силой Духа Святого освобождает от грехов кающегося христианина. Проповедь Христа Спасителя на земле началась со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Для того чтобы понять смысл Покаяния, необходимо подробнее разобрать понятие «грех». Грех – это нарушение Заповеди Божьей, преступление против Бога. Грех страшен в первую очередь тем, что разрушает душу самого человека, отвращает от Бога. Согрешивший лишается защиты и становится открытым воздействию губительных сил зла. А поскольку тело и душа человеческие в этой земной жизни связаны воедино, то раны душевные становятся источником недугов телесных и в результате страдают и тело, и душа. Важно понимать, что Заповеди Божьи - это Дар Любящего нас Отца. Как каждый родитель ребенку помогает достичь в жизни успеха и избежать зла, так Отец наш Небесный дал человеку Заповеди во избежание зла в земной жизни и достижения Царства Небесного после.
Отвергая Слово Отца Небесного, мы совершаем ГРЕХ, нанося этим вред самим себе. Бог, не желая погибели Своего творения, в числе прочих Даров Благодати, даровал нам таинство покаяния, как средство очищения от грехов, освобождения от их губительных для человека последствий.
Иисус дал своим ученикам – Апостолам власть прощать или не прощать грехи человеческие, а Апостолы передали ее через таинство рукоположения своим преемникам в Церкви, епископам и священникам. И так дошло до наших дней. Вот почему так важна преемственность в Церкви и этим она отличается от сект.

Причастие

Таинство причастия установлено Самим Господом на тайной вечери — последней трапезе с учениками в ночь перед Его взятием под стражу и распятием. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов», «…Сие творите в Мое воспоминание».
Причастие – это важнейший шаг в нашей жизни, когда мы соединяемся с Богом. Господь наш Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие».
В таинстве причастия происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зачатки будущей жизни в Царствии Небесном.
Жизнь требует питания для своего поддержания. Для духовной жизни Господь дарует это питание в таинстве причащения или по-гречески евхаристии, что значит "благодарение". В причащении мы вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа, и так Бог становится частью нас, а мы - частью Его. Мы не просто общаемся с Богом, но Бог входит внутрь нашего естества, причем, это вхождение Бога в нас происходит не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально - Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах. Причащаемся одним целым с Ним, ближе, чем самые родные люди, а через Него - одним телом и одной семьей со всеми членами Церкви, теперь нашими братьями и сестрами.
Многие думают, что подготовка к Причастию заключается лишь в том, чтобы соблюсти сколько-то дней поста, прочитать какое-то количество молитв, не есть и не пить с утра. Да, это нужно делать, но это лишь вспомогательные средства.
Подготовка же к причастию заключается в том, чтобы жить по-христиански. Если мы причащаемся, но в нас ничего не происходит, мы остаемся такими же, какими были раньше; если мы причащаемся, но реальных перемен в нашей жизни нет, то причастие остается для нас тщетным.
Не забывайте, что причащаться могут только крещеные люди. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла таинства.
Нельзя приступать к Причастию, держа на кого-либо злобу, обиду. Нужно быть внутренне в примирении со всеми, искренно каяться и сожалеть о грехах своих, ведь причащаемся мы Любви Божией, и невозможно сочетаться с ней сердцу, в котором есть злоба. В Евангелии сказано: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».
Перед причащением необходимо исповедаться. Исповедь бывает индивидуальная и общая. Если человек подходит к причащению первый раз, или совершал тяжкие грехи, то необходима личная исповедь у священника. А на общей исповеди верующие на коленях читают молитву покаяния, где упоминаются все человеческие грехи, и священник, данной ему Христом властью, отпускает грехи кающихся. После этого исповедавшиеся могут приступить к причастию.
К причастию допускаются те, кто с вечера накануне и с утра перед Литургией ничего не ел (исключение составляют маленькие дети, беременные и люди, которым по медицинским показаниям нельзя поститься). Нужно быть физически чистым (соблюдать личную гигиену), и воздержаться от интимной близости.
Само таинство причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия. Готовящимся к причастию желательно присутствовать на Литургии с ее начала. После причастия следует прочитать благодарственные молитвы Господу и в дальнейшем хранить душу свою от грехов и страстей.

Венчание

Сочетание Богом мужчины и женщины в единую семью есть изначальный план Бога. Первые люди Адам и Ева были созданы для совместной жизни. Вступая в брак через таинство венчания, человек исполняет волю Бога. Семья есть святыня для Церкви и её начало связано со священным таинством венчания. Истинное венчание возможно лишь в Церкви, где только священник перед незримо присутствующим Богом сочетает любящую пару в одну плоть.
Таинство венчания было установлено Богом еще в Раю (Быт. 2:18,22–24). В христианской Церкви во время таинства венчания мужчина и женщина молитвой и благословением священника объединяются с целью создания семьи и получают дар Святого Духа. Даром этим укрепляется единство их как нерушимого союза во все дни их совместной жизни, чтобы родили детей и воспитали их в христианском духе.
«Велика тайна» (Еф.5:32) этого заключенного на земле союза, поскольку христианское венчание и семья – миниатюрный образ великого и несказанного небесного таинства: нерушимого союза Господа нашего Иисуса Христа и Его Церкви. Как жених, оставив отца своего, идет к невесте, так и Иисус, оставив Отеческий Престол, пришел к Своей невесте, Церкви, и нерасторжимо соединился с ней.
На этом пути пары должны не только соблюдать внешнюю благопристойность, но и внутреннее благочестие. Так что в супружестве не должно преобладать плотское, но духовное. В частности, во время венчания кольца, которые надевают на палец жениху и невесте, являются знаком нерушимости их союза, а горящие свечи — духовной радости и ниспосланного свыше дара. Венцы, возлагаемые на головы молодоженам, это знак их целомудрия, поскольку Венчание свято, и необходимо беречься прелюбодейных устремлений. Вино пьют в знак того, что и радости и горести совместной жизни испытывать будут вместе
Основа взаимной любви — единоверие, поскольку духовный рост людей достигается верой. Мужчина дому глава, женщина — его сердце, так что голова и сердце по взаимному согласию связываются любовью и преданностью.
Необходимо, чтобы таинство венчания совершалось священником в церкви, в присутствии дружки (арм. – хачехбайр, кавор) и народа. Венчание, которое совершается тайно, считается недействительным. Венчание можно повторить, если один из супругов скончался. Церковь позволяет исполнять таинство венчания лишь дважды: «Канон девственного венчания» и «Канон второго венчания». Третий брак непозволителен.
Муж и жена всегда должны помнить, что их спасение связано, что супруги неразлучимы и окончательная цель совместной жизни – Божьей милостью удостоиться Царства Небесного. Богом установлено, что жена, любя, повинуется мужу, который обязан заботиться и оберегать всю семью.
Армянская Церковь, считая законный брак нерушимым, тем не менее, разрешает развод, когда один из супругов:
• совершил прелюбодеяние;
• болен неизлечимой и заразной болезнью;
• одержим либо помешан;
• без вести отсутствует семь лет.
Венчание недействительно, когда исполнено тайно, исполнено насильно, женящийся (выходящая замуж) имеет законную супругу (законного супруга).
Бесплодие не является причиной расторжения брака. Перемена вероисповедания также не причина для развода, но расторжение брака позволительно, если есть случаи религиозного насилия.
Таинство венчания совершается Церковью, чьей главой является католикос и лишь она, обладает властью расторгнуть брачный союз.

Соборование

Таинство елеосвящения или Соборование совершается над больными для исцеления их от немощей душевных и телесных. Это душеспасительное таинство исполняется не только в церкви, но и на дому – для лежащих тяжелобольных или тех, кто при смерти.
Чтобы вывести человека из состояния духовной слабости и немощи, священнослужитель, прежде всего, подводит его к покаянию, чтобы больной отрекся от грехов, ставших причиной отдаления от Бога. Во-вторых, евангельскими примерами укрепляет в больном человеке веру, надежду и любовь к Богу. В-третьих, молится за него, прося больному исцеления.

Рукоположение

Это таинство также установлено Господом Иисусом Христом, Который избрал Себе учеников и дал им власть священства.
Рукоположение или Священство – таинство посвящения божественному служению. Апостолы же в свою очередь, возложив руки и помолившись, посвятили епископов и священников, передав им право совершать таинства. Как уже сказано было выше, так идет до наших дней.
Только после рукоположения священнослужитель имеет право вести богослужение, совершать таинства Церкви, призывать народ к покаянию, а также передавать благодать. Рукоположение совершается епископами и освящается миропомазанием во свидетельство благодатных даров Святого Духа. Таинство рукоположения, подобно таинствам крещения и миропомазания, не повторяется и не упраздняется.

Возврат к списку

Новости




Информация

Заказ автобуса