Вступить в САР


Свадьба

16.04.2014

Свадьба

У каждого народа свой свадебный обряд. Но ни один из них, наверное, по щедрости и красоте не сравнится с армянским. Армянская свадьба – это гуляние длиной в неделю, заколотый жертвенный бык, богатый стол, несметное число подарков, прекрасные танцы и длинные красивые тосты. Но главное, сама церемония, где каждое движение и слово имеют сакральный смысл.
Свадебный церемониал включает в себя сговор, обручение и само свадебное торжество.

Сватовство (Сговор)
Браки, хоть и заключаются на небесах, но в Армении с древних времен не обходятся без сговора родителей жениха и невесты. По армянскому обычаю невесту сыну выбирала мать. Особенно ценилась скромность, трудолюбие и хорошее здоровье девушки.
Сватовство у армян – это важный обряд в предсвадебной подготовке.
Когда невеста была определена, из числа родственниц выбиралась сваха - миджнорд кин, которая знает также и семью девушки. К ней-то и обращались родители жениха с просьбой быть посредницей в переговорах с матерью и отцом их избранницы, чтобы уговорить их дать согласие на замужество дочери. После этого в дом невесты высылались сваты. В роли сватов в большинстве случаев выступали близкие родственники жениха (мужчины), с которыми шла посредница, а иногда и мать жениха.
О приходе сватов родителей девушки принято оповещать заранее.
Сваты говорили о цели прихода иносказательно, да и то, только после длительной беседы о погоде, политике и торговле. Они обращались к родителям девушки так: «Мы пришли взять из Вашего очага горсть золы, чтобы смешать ее с золой нашего очага». Принимать предложение сразу родителям невесты считалось неприличным, поэтому сваты приходили и во второй, и в третий раз. Согласие на брак родители девушки давали в иносказательной форме: «Не будем спорить, платок пусть будет Ваш». Сговор скрепляли подарком – кольцом или другим украшением для невесты. На сватовство также принято было накрывать стол и выпивать водки или коньяка, и только после приглашали родителей жениха на смотрины.

Обручение (помолвка)
Церемония обручения, или помолвки, называемой – «ншандрек», «ншанадрутюн» (буквально «поставить метку, знак») – одна из самых важных в свадебном цикле. В доме невесты в этот день накрывают стол и приглашают близких родственников. В прежние времена, отец жениха в честь этого славного события резал теленка или барана, который отправлялся к родителям новобрачной вместе с разнообразными напитками. Сегодня угощения идут за счет стороны невесты.
В назначенный день в доме жениха тоже собираются близкие родственники. Каждый родственник приносит подарок невесте, главным образом украшение. Сторона жениха, взяв с собой ншан (обручальный подарок невесте: кольцо, серьги, браслет или иное украшение) и несколько больших деревянных или медных подносов со сладостями, сухофруктами, вином, коньяком и водкой, в сопровождении музыкантов направляется к дому невесты, где и совершается обряд обручения. Девушку выводили к гостям только через час после прихода жениха. Обряд обручения начинается праздничной трапезой, во время которой провозглашаются поздравительные тосты. Священник освящает принесенные стороной жениха сладости, фрукты и обручальный подарок, после чего совершается основной акт обручения – передача ншана невесте. Жених преподносил невесте обручальное кольцо, а будущая свекровь – золотые часики. Иногда обручение совершалось и без священника. Поднимаются бокалы за жениха и невесту, и жених благодарит родственников и дает обещание быть достойным супругом и отцом семейства. Обязательно произносили тост за «два цветка» – жениха и невесту. При этом невеста не молвит ни слова, скромно опустив глаза. Свой бокал она отдает отцу. После этого начинается обряд одаривания новобрачной, в процессе которого родственники жениха вручают девушке подарки. Гости дарили подарки, и провожали молодых за порог – им нельзя было оставаться на празднике в этот день. Гуляние продолжалось до поздней ночи.
После обручения оба семейства становятся свойственниками – хнами и во всем помогают друг другу, особенно в хозяйственных работах. Между ними начинается традиционный обмен подарками.
Обычно к концу застолья или через месяц после обручения назначали день свадьбы. В это время обе стороны вели торг – определяли сумму выкупа за невесту и размер приданного (ожит). Существовал особый обряд – шордзевек – подготовка свадебного наряда невесты. Шили его в торжественной обстановке, приглашая близких родственниц с обеих сторон.

Свадебная церемония
Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так (всем селом). Гостей на армянской свадьбе действительно много. Одну из главных ролей в свадебном обряде играют «крестные свадьбы» – каворы (посаженные отец и мать). Обычно – это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты. В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы новая семья была похожа на них. Крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца.
Свадьба начиналась утром одновременно в обоих домах. Во дворе дома жениха под звуки зурны закалывали свадебного быка (мсацу), шея которого непременно украшалась гирляндой из яблок. Ритуал сопровождался песнями и танцами молодых девушек. Жених делал складным ножом надрез на шее быка, закрывал нож и клал его в карман. Кавор кровью быка смазывал жениху лоб. Мать обмакивала в крови красную нить и хранила ее до брачной ночи. По древним поверьям это способствовало беспрепятственному соединению молодых. Бык у армян издревле символизировал плодородие, поэтому все ритуальные действия должны были способствовать деторождению.
Множество приглашенных гостей собираются в назначенное время, в назначенном месте. Застолье начинается с тостов в память покойных родственников, затем провозглашались тосты за счастье молодых, их родителей, родственников с обеих сторон. Пир сопровождается песнями и танцами. Родственники жениха и невесты, а также гости дарят молодоженам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги.
Традиционная армянская свадьба включала целый ряд обязательных предварительных обрядов. К их числу относилось, например, широко распространенное у многих народов купание как жениха, так и невесты, символизировавшее очищение перед свадьбой. В старину невеста не участвовала в общем свадебном застолье ни у себя, ни в доме жениха. Ее место было в углу комнаты, за специальным занавесом, украшенным множеством амулетов, которые, по представлению народа, должны были уберечь девушку от сглаза и порчи. На современной свадьбе невеста находится среди гостей, рядом с женихом. По традиции невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком.
Кульминация свадьбы наступала в воскресенье – невесту перевозили в дом жениха. В этот день в обоих домах опять приглашали гостей. После небольшого угощения жених со свитой шли за невестой в дом ее родителей. Отец невесты выводил дочь за руку и передавал отцу жениха со словами: «Передаю тебе добро – пользуйся им на счастье». Отец жениха давал обещание беречь ее как «свет своих очей». Обряд сопровождался особой грустной мелодией. Под музыку невеста целовала руку отцу и матери, жених – всем ее родным.
Родственники невесты не выпускали участников свадьбы, пока не получали от кавора выкуп – обычно ягненка или козленка. Свадебное шествие сопровождалось криками, выстрелами, джигитовкой на конях.
Когда свадебная процессия подходила к дому жениха, во дворе начиналась шуточная борьба (кюх) между его родителями. По обычаю, в ней побеждала мать. Перед приходом новобрачных на пороге дома закалывали жертвенного барашка или петуха. На молодоженов сыпали сушеные фрукты, орехи, зерно, конфеты, мелкие деньги. Это должно было принести им благополучие. Перед невестой ставили горшочек с маслом. Она смазывала маслом косяк двери и волосы свекрови в знак пожелания богатства дому. Свекровь клала в рот молодым по кусочку сахара для «сладкой жизни».
После ухода гостей священник снимал нарот с новобрачных, развязывал узел нитки, окровавленной при закалывании «свадебного быка», раскрывал нож. У постели ставили вино, фрукты, мед и сладости. В эту ночь в доме не оставался никто из домашних.
Утром после свадьбы женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.

Венчание
Традиции армянской свадьбы предусматривают обряд венчания в церкви. Дорога в церковь сопровождается шумной толпой гостей. Каворы следят за тем, чтобы между новобрачными никто не прошел. С этой целью один из них держит у груди невесты конец свисающего пояса жениха (к поясу жениха привязывали платок). Молодых окружают друзья со свечами или факелами в руках. Шествие сопровождается песнями, стрельбой в воздух, криками. Весь этот шум должен был отгонять злых духов. Уберегая невесту от бесплодия, гости внимательно следили, чтобы никто не бросил на крышу камень. Во время венчания один из каворов держит над головами молодых скрещенные меч и ножны – оберег от сглаза и нечистой силы. Так как металл, в представлении армянского народа, обладал защитными свойствами.
Отличительной особенностью обряда венчания также являлся ритуал, в процессе которого священник повязывал на шею, или руки жениха и невесты специальный шнур, свитый из зеленой и красной нитей, «запечатывая» его концы воском от своей свечи. Этот шнур называли «наротом», и снять его имел право только священник. До этого момента молодожены не имели права взойти на брачное ложе.
Из церкви новобрачные шли рядом – невеста чуть отставала от мужа, держась за полу его платья. Чтобы обмануть злых духов и избежать встречи с ними, домой возвращались другой дорогой.
Из века в век люди придерживались национальных свадебных традиций, опасаясь суеверий. Теперь в злых духов верится с трудом. Но остается не менее весомый аргумент в пользу свадебного обряда – его невероятная красота и зрелищность.

Возврат к списку


Новости




Информация

Заказ автобуса