Вступить в САР


Культура и самобытность (новости)



Армянская культура

Армянская материальная и духовная культура сложилась на основе богатых культур древнейших обитателей Армянского нагорья, всех тех этнических элементов, которые участвовали в образовании армянского народа. Естественно, что здесь велика роль выдающейся урартской культуры. До 301 года культура Армении развивалась под двумя влияниями, западным (эллинизм) и восточным (Парфия). Однако эти влияния только дополняли и обогащали национальную культуру. Христианство - один из могучих источников мировой культуры создало новые формы в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке. Важной вехой в развитии культуры народа стало создание в 405 году Месропом Маштоцем армянского алфавита и национальной письменности.

Архитектура Армении
«Айастан – карастан» – так по-армянски называют эту землю, что значит «Армения – страна камня». Горный ландшафт страны определил черты ее архитектуры. Мощно и монументально, как и окружающие их горы, высятся по всей Армении памятники средневекового зодчества. Каменистая почва, зубцы окружающих хребтов и очертания архитектурных памятников сливаются в единый образ.
Традиционная архитектура Армении – это храмовая архитектура церквей, монастырей, обителей и пр. Раннесредневековое зодчество (V-VI века) представлено, в основном, базиликами. Базилика – это строение вытянутой прямоугольной формы, разделённое, как правило, на три части рядами колонн, при этом центральная часть возвышается над другими. В конце VI-VII веках получила своё развитие крестово-купольная и центрально-купольная композиции храмовой архитектуры. Симметричный крестообразный фасад храма украшен боковыми сводами и увенчан огромным куполом. Позднее храмовый облик менялся, простые и строгие церковные сооружения становятся более нарядными и сложными. Совершенствовались формы, прибавлялись новые элементы, к примеру, купольный барабан. Но в целом, традиционные храмовые постройки имеют общие основные черты.
Особый вид храмовой армянской архитектуры - монастырский ансамбль. Он слагался из целого ряда элементов - собора, часовен, колокольни, гражданских построек - трапезной, библиотеки, ризницы и других. Комплекс часто окружался стеной, к которой примыкали жилые и хозяйственные помещения. Над главными воротами иногда воздвигали небольшую церковь. Возникновение первых монастырей исследователи относят к VII веку, расцвет их строительства приходился на XII век.

Архитектура жилых домов армян отличается традиционностью и малой восприимчивостью новшеств. Выработанная в средневековье концепция жилого дома с течением веков почти не менялась, что свидетельствует об изначально правильном выборе.
Исследованные в 1912 году дома горожан XII—XIII веков были двухэтажными, сложенными из камня. В комнатах, увешанных коврами и изделиями армянских рукодельниц, находились многочисленные ниши и камины, щедро украшенные резьбой по камню. В полах первых этажей, кроме обычных тандыров (очагов с поддувальной гончарной трубой, врытых в землю), было обнаружено много глубоких колодцев, служивших не только амбарами для зерна, но и тайными хранилищами на случай вторжения врагов. Окна домов, как правило, выходили на мощеный дворик, оставляя глухою фасадную стену с входной дверью.
Большинство армянских жилых домов XVIII – XIX веков сохранили свою двухэтажность. Первый этаж отводился под хозяйственные нужды (винодельню-маран, хранилище фруктов и припасов), во втором, жилом этаже, комнаты располагались в один или два ряда. В них входили через небольшую переднюю, либо с дворцового балкона, который делался широким, иногда во всю длину дворцового фасада. В теплое время года на нем обедали, отдыхали, спали, сушили фрукты, белье. Небольшие консольные балконы со стороны улиц, со своими богато изукрашенными резьбой арками и перилами, являлись излюбленными элементом архитектурного убранства домов.
Строительные приемы средневековых армянских мастеров, с давних пор имевших дело с разнообразными породами камня, строивших в весьма непростых условиях частных землетрясений, пользовались давним и прочным авторитетом на Западе и Востоке. Каменная кладка из двух параллельных рядов камней, пространство между которыми заполнялось известковым бетоном, послужила развитию арочных, сводчатых и купольных конструкций. Эта, выдержавшая испытания тысячелетиями, система кладки, называемая «мидис», продолжает применяться и в наши дни.
Устойчивость храмов, дворцов и домов при землетрясениях всегда была в центре внимания средневековых зодчих Армении. Они добивались ее как композиционным путем, так и целым рядом специальных мер. Так, например, крестово-купольная композиция храмов, судя по их относительно хорошей сохранности, отличалась исключительной устойчивостью, она обеспечивалась также введением в каменную кладку деревянных поясов (собор в Эчмиадзине), облегчением веса зданий с помощью легких заполнителей из вулканических пород и даже вставками в известковый бетон пустых глиняных сосудов.
Кровельным материалом в V-VII веках служила черепица, приготовленная из обожженной глины, с IX века кровельным материалом уже служит каменная черепица с приспособлениями для лучшего отвода воды.
Средневековое строительство закрепляет за армянами во всем христианском мире славу искусных зодчих и резчиков по камню. Артели профессионалов уходили далеко за пределы своей родины. Строительные знаки мастеров-армян можно встретить на территории всего Кавказа, Восточной Европы, на Балканах, в России.

Традиционная одежда
Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка. Поверх рубашки армяне надевали хлопковый или шелковый архалук – верхнюю одежду с низким стоячим воротником, застегивающиеся от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалука надевали более длинную темную шерстяную чуху (верхняя мужская одежда типа черески), присборенную в талии и подпоясанную узким поясом с высокой пряжкой.
Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник и много украшений.
Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов: меховые – у восточных, вязаные и тканые – у западных армян. Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок, - своеобразные «башенки» из бумажной ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками, закрывающим часть лица. У западных армянок широкое распространение имели головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.

Хачкары
В каждой культуре есть некий самобытный элемент, который, не присутствуя больше нигде, невольно становится символом всей национальной культуры. В Армении таким символом являются «хачкары» - так называемые крест-камни – памятники Армении, не встречающиеся больше ни в одной стране мира. Слово «хачкар» образовано двумя армянскими корнями: «хач» - крест и «кар» – камень.
Хачкары представляют особый вид искусства – декоративно-архитектурные скульптуры, основанные на древних национальных традициях и отличающееся разнообразием и богатством форм. Хачкары стали резать в начале IV века, сразу после того, как Армения приняла христианство. Вместо языческих жертвенников и в тех местах, где в дальнейшем должны были быть воздвигнуты церкви и монастыри, устанавливали деревянные кресты. Но дерево недолговечно, и поэтому их стали заменять каменными, а с IX века – изображениями крестов на каменных прямоугольных плитах. Тогда же хачкары стали устанавливать по самым разным поводам: в честь победы над врагами, по случаю окончания строительства храма или моста, в благодарность за получение земельного надела. Они служили межевыми знаками и очень часто - могильными памятниками.
Центральный символ любого хачкара – процветший, как бы распустившийся, подобно дереву или цветку, крест – символ новой, вечной жизни. Под крестом высекают круг, который вместе с водруженным на нем крестом символизирует торжество христианской веры. Над крестом обычно изображают общие для всех христианских конфессий символы четырех евангелистов - орла, льва, быка и ангела. Но у армян это и четыре начала мироздания - огонь, вода, земля и воздух.
Мастеров-камнерезов, создающих хачкары называют варпетами. И их искусство живо и востребовано по сей день. В хачкарах присутствует дух армянского народа, все богословие Армянской апостольской церкви.
Самое большое в Армении кладбище с древними хачкарами находится у поселка Норадуз. В хачкарах норадузского кладбища запечатлено тысячелетие армянской истории – самые древние из камней датируются VIII веком.

Прикладное искусство
Традиционными бытовыми занятиями армян были и есть ткачество и ковроткачество, гончарство, кружевоплетение, ювелирное дело, украшение домашней утвари. Развиваясь, эти народные промыслы переросли в национальное декоративно-прикладное искусство, наиболее распространённое и доступное широкой публике.
Ковры, пожалуй, один из самых необходимых в быту армян предметов. Коврами устилали столы, покрывали сундуки, сиденья и постели. Ковры часто служили завесами дверных проёмов и алтарей в храмах. Ковроделие относят к числу древнейших ремёсел, освоенных армянами. Орнаменты армянских ковров очень разнообразны, самая древняя группа орнаментов, не имеющая аналогов в искусстве ковроделия – «вишапагорг» (драконовый ковёр). Важным звеном композиции поля ковра является сам «вишап» (дракон) –персонаж армянского фольклора, наделяемый то добрыми, то злыми чертами. Поле ковра заполнено вертикальной композицией, которая своим зеркальным отражением делит ковёр по центру на две равные части. Позднее появляются ковры с древом жизни, в композиции которых выделяются стройные деревья. В XVII веке возникает растительно-геометрический тип ковров, центральная розетка которых украшается беспокойным и пышным растительным декором, а по свободным полям ткутся стилизованные плавающие утки, птицы со сложенными крыльями, кони. Ковры с «восьмигранниками», также относящиеся к растительно-геометрическому типу, характерны для XVIII века. В композициях некоторых ковров важное место занимает орёл, а также крест, являющийся важнейшим элементом орнаментов армянского средневековья. Армянские ковры всегда ценились чрезвычайно высоко. Стены и полы дворца арабских халифов были покрыты армянскими коврами, любимая жена халифа Гаруна аль Рашида восседала на «армянском ковре», все прочие жёны – на «армянских подушках». Армянские ковры были украшением дворцов, ими измерялось богатство.
В керамике, коврах, вышивке, украшениях из серебра, в простых каждодневных вещах воплощалась основа основ народного миросозерцания. Они объединяли и олицетворяли все искусство Армении. Здесь можно было черпать идеи форм, зрительное богатство, цветовое разнообразие, увидеть новые варианты привычного.
Древнейшей ветвью армянского прикладного искусства является мастерство золотого и серебряного дела, связанное с художественной обработкой этих благородных металлов, которые жители Армянского нагорья уже использовали во втором тысячелетии до н. э.
В обиходе у различных социальных слоев армянского населения на протяжении веков были серебряные и позолоченные пояса, пряжки, пуговицы, головные украшения, ожерелья, кольца, кофейные и чайные сервизы. Часть из них можно увидеть в Государственном музее истории Армении, в этнографическом музее (Сардарапат), музее Эчмиадзинского монастыря.
Исторические обстоятельства заставляли армянских ювелиров работать и за пределами Армении — в различных городах Кавказа и Средиземноморья, поэтому образцы их работ можно отыскать в музейных экспозициях и частных собраниях многих стран.
Высокая техника ювелирного искусства не утрачена и в наши дни. Мастера-ювелиры в своих работах продолжают лучшие национальные традиции.

Живопись
Первые образцы национальной живописи мы можем увидеть на архитектурных памятниках Эчмиадзина, в античном Гарни и других храмах, в том числе и относящихся к эпохе Урарту. Стены и полы в культовых сооружениях были покрыты удивительными орнаментами, барельефами и рельефами, значительная часть которых сохранилась до наших дней. Они изображали разнообразные растения и животных, сюжеты, связанные с жизнью знати, занятиями народа и христианской религией.
Живопись, с присущими ей эмоциональными выразительными средствами, превращала стены храмов во внушительную образную повесть. Параллельно с нею начинала развиваться иконопись.
Особый вид церковной живописи – миниатюра.Это яркие колоритные рисунки религиозного содержания, иллюстрирующие рукописные книги. Первые прекрасные образцы миниатюры появились уже в VI веке, но наивысшего расцвета искусство достигло в эпоху Средневековья. В XVII - XVIII веках распространяется настенная роспись, появляется новый вид искусства – станковая живопись. В XIX веке ведущими жанрами армянского изобразительного искусства были портретная, жанровая, историческая и пейзажная живопись.
Рубеж армянской живописи XVIII-XIX веков освещен новыми идеями, в их основе, безусловно, лежит армянская живопись XVII-XVIII веков, но значительно влияние русской и европейской живописи. О живописи этого периода можно судить по работам портретиста Акопа Овнатаняна, портретная галерея которого открывает новую страницу в развитии национальной живописи. Сдержанные и гармоничные цвета, тонкий рисунок отличают работы этого мастера, прекрасен его портрет Н. Теумян, выставленный в Государственной картинной галерее Армении.
Великим художником-маринистом, творчество которого принадлежит мировой культуре, но прежде культурам двух народов - русского и армянского, был Иван (Ованес) Айвазовский. Излюбленная морская тематика не препятствовала художнику изображать кавказскую природу, бытовые сцены, Арарат и Араратскую долину, озеро Севан, известны и замечательные портреты его работы. Им были созданы картины для армянских храмов и десятки полотен на темы Библии. Картина «Хаос» была приобретена папой Григорием XVI для Ватиканского музея. Мечтательность, красота колорита, редкостное умение передавать прозрачность воды и её могучую силу, в сочетании с удивительной непосредственностью — вот секрет очарования работ Айвазовского. Известна также его широкая благотворительная деятельность в пользу армян, живших в Феодосии, Константинополе, Восточной Армении. Им были построены школа и храм в Феодосии, делались крупные денежные пожертвования в пользу Армянской Церкви и многих национальных благотворительных учреждений.
На конец XIX века приходится период творчества таких наиболее крупных художников, работавших и в первые десятилетия века нынешнего, как — Геворк Башинджагян, Вардкес Суренянц.
Работы прекрасного пейзажиста Г. Башинджагяна проникнуты поэтическим чувством, отличаются романтизмом и приподнятостью. Первая картина художника «Берёзовая роща» (1883) была удостоена серебряной медали Российской Академии художеств. Одной из лучших работ мастера является пейзаж «Арарат» (1912). Патриотизм художника придаёт его картинам эпический характер.
В. Суренянц – основоположник исторического жанра в армянской живописи. Его картины посвящены реальным или легендарным событиям национальной истории. Одно из лучших полотен художника — «Попранная святыня» (1895). Это отклик на резню армян в Турции, варварское уничтожение народа и его культуры. Исполненное в холодной серебристой гамме полотно изображает интерьер армянской церкви, подвергшейся разгрому. На первом плане, почти в центре, и на втором плане картины изображены разорванные книги, далее — убитый монах, в глубине полотна — разграбленный ковчег с церковной утварью. Композиция подчёркивает трагизм произошедшего. Наряду с историческими полотнами, В. Суренянц писал пейзажи и портреты современников.

Литература
Почти сразу же после изобретения алфавита и письменности на свет начинают появляться первые литературные памятники на армянском языке. Они относятся к V-VI вв. Прежде всего, это исторические произведения Мовсеса Хоренаци. Его «История Армении» содержит сведения о странах Передней Азии. Хоренаци сберег в своих трудах драгоценные образцы устной народной поэзии. Он упоминает о песнях и легендах, распеваемых в народе в его время. Другой не менее известный раннесредневековый автор – Корюн, описавший «Жития Маштоца», а также совершивший ряд переводов на армянский язык богословских книг.
Высокого уровня достигла армянская поэзия. Широко известным имена поэтов Григора Нарекаци (X в.), создавшего поэму «Книга скорбных песнопений» - один из монументальных памятников в истории мировой литературы, Нерсеса Шнорали (X в.), Фрика (XIII в.).
Великое рукописное наследие армянского народа – более 15 тысяч рукописей по истории, философии, праву, медицине, математике, естествознанию, астрономии, музыке хранятся в фондах одного из крупнейших мировых центров хранения рукописной культуры – Матендаране им. Месропа Маштоца. Первая армянская книга была напечатана в XV веке. В XIX веке литература Армении развивалась под влиянием русской и западноевропейской культур.

Театр
Театральное искусство на территории Армении развивается еще со времен до нашей эры. Оно было привнесено сюда родоначальниками этого вида искусства – древними греками - в эпоху эллинизма, когда территорию Армянского нагорья занимала Великая Армения со столицей – Тигранакертом. Известно, что армянский царь Тигран II Великий в I в. до н.э. построил в своей столице амфитеатр (сохранились развалины), где приглашенные им греческие артисты ставили греческие трагедии и комедии.
По свидетельству Плутарха, армянский царь Артавазд II сочинял трагедии, которые ставились в Арташате – второй столице Армении (I в. н.э.). И хотя история профессионального армянского театра насчитывает более двух тысячелетий, подлинное возрождение армянского театрального искусства относится ко второй половине XIX века.
В Ереване в 1921 был открыт Театр им. Г.Сундукяна – крупнейший в Армении драматический театр. На его сцене ставятся произведения как западных классиков, так и известных армянских драматургов. В 1933 был открыт Ереванский театр оперы и балета.

Музеи
В Ереване находятся Государственный исторический музей, Музей истории города Еревана, Государственная картинная галерея, Музей современного искусства, Институт древних рукописей Матенадаран им. Месропа Маштоца и ряд других музеев, в Сардарабаде – Музей этнографии и фольклора, в Эчмиадзине – Музей религиозного искусства.

Музыка
Армянскую музыку никогда не спутаешь ни с какой другой. У нее особая мелодика и богатое звучание. Самобытность достигается за счет звучания оригинальных армянских инструментов, сохранившихся еще со времен раннего Средневековья - прототипы скрипки – пандир и бамбир; струнные - тавих, кнар; духовые – свирель, зурна, авагпог; ударные – дхол (барабан).
От древнейших времен идут народные песнопения – обрядовые, трудовые, военные и т.п. Народ создал множество песен – любовных, свадебных, колыбельных, песен-плачей и причитаний. Исполнителями песен являлись народные певцы – гусаны. Начиная с V века, развивается церковная песня и музыка. Хоровые песни назывались шараканами. Они исполнялись во время церковных обрядов и торжеств.
С XII века в музыке стали применять хазы – древнеармянские ноты. Городская народная песня и инструментальная музыка развиваются, вбирая в себя черты крестьянской песни, элементы восточной и западной культур. Дошедшие до нас отрывки эмоциональных любовно-лирических, бытовых и застольных песен выгодно свидетельствуют об уровне развития армянской средневековой музыкальной культуры. С конца XVII века развивается искусство армянских ашугов, посвящённое, в основном, любовно-лирическим и бытовым темам.
В 1868 г. Чухаджяном была написана первая армянская опера «Аршак II», а произведения А.Спендиарова закладывают основу национальной классической симфонической музыки; А.Тиграняном на основе музыкального языка в 1912 г. создается опера «Ануш».
Начало XIX века вызывает подъём армянской музыкальной жизни, создаётся новая армянская нотопись. XX век подарил миру целую плеяду выдающихся армянских композиторов - Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева и Арно Бабаджаняна.






Информация

Заказ автобуса